В чьи сети попались?
Новости

В чьи сети попались?

IMG_4277.JPG

На прошлой несколько жилых кварталов в микрорайоне Древлянка (улицы Линевского, Раевского, Паустовского, Фонтанный проезд) остались без электричества. Здесь расположены, в основном, частные жилые дома, которые отапливаются за счет электричества, вода также нагревается в электробойлерах. На улице – минусовая температура, в квартире – немногим более. Дети начали болеть, родители бить тревогу и вывозить их к родственникам. По «доброй» традиции люди обвинили во всем энергетиков.

Жители жаловались на то, что энергетики отказывались устранять аварию, ссылаясь на то, что у потребительского общества, в которое входят дома, нет договора. Представители АО «ОРЭС-Петрозаводск» разъяснили ситуацию.

- Мы – сетевая организация, договоры с жителями не заключаем и деньги не собираем, - рассказал Александр Болдырев, руководитель АО «ОРЭС-Петрозаводск», в ведении которого находятся электрические сети города. – Это не наши полномочия, а полномочия энергосбытовых компаний. Договора на техническое обслуживание абонентских сетей, на которых произошли отказы, у нас также нет. Собственником же данного участка сетей с кабельными линиями и трансформаторными подстанциями в частном секторе Древлянки является ООО «РПС».

Энергетики не сидели сложа руки, и не отказывали в устранении аварии. Ситуация развивалась следующим образом: 5 декабря в 17.20 на Древлянке произошло короткое замыкание в кабельных сетях, в результате чего под действием защит полностью отключился фидер, питающий микрорайон. Под отключение попало больше десятка подстанций. На место для определения участка повреждения сразу же были направлены оперативно-выездные бригады АО «ОРЭС-Петрозаводск», несущие круглосуточное дежурство. В течение полутора часов энергетики запитали большинство подстанций Древлянки по существующим резервным схемам электроснабжения и определили участок, на котором произошло короткое замыкание.

Как оказалось, этот участок принадлежит ООО «РПС», за которым закреплено две подстанции и кабельные линии протяженностью более километра. Около 19 часов 5 декабря энергетики обратились к руководителю ООО «РПС» через оперативно-диспетчерскую службу, пояснив, что на его участке сети произошло короткое замыкание, из-за чего четыре подстанции остаются без напряжения.

Необходимо было как можно скорее произвести работы по восстановлению кабельной линии и обеспечить электроснабжение потребителей, ведь под отключение попал очень большой район, серьезно зависимый от электричества. Однако руководитель компании «РПС» по телефону сообщил, что не имеет возможности восстанавливать сети. Об этом энергетики проинформировали городскую администрацию и Минстрой Республики, которые могли посодействовать движению со стороны собственника.

6 декабря собственник сетей заявил, что будет устранять последствия аварии самостоятельно. Но ближе к ночи он все же устно попросил сетевую компанию предоставить электротехническую лабораторию для поиска мест повреждения (при этом никакого гарантийного письма собственник не предоставил), оказать содействие в устранении аварии попросило и Правительство Республики. «ОРЭС-Петрозаводск» ночью вывело на участок лабораторию, которая выявила еще три повреждения – и все на территории собственника сетей. Затем к работе приступила аварийно-ремонтная бригада.

В то время, как на сети продолжали работать кабельщики, 7 декабря представители мэрии, Минстроя и «ОРЭС-Петрозаводск» встретились с жителями микрорайона, чтобы прояснить для них ситуацию: короткое замыкание произошло на участке частных сетей, работать на которых энергетики не имеют права, и только на этой встрече собственник сети официально обратился за помощью – спустя более 40 часов. Работы были продолжены, устранены оставшиеся 3 повреждения и как следствие – к 14 часам 7 декабря, были включены три подстанции, а к 17 часам – последняя, четвертая.

К сожалению, такой пример не единственный. 23 ноября произошло отключение в районе улиц Университетской и Солнечной – электроэнергии не было около шести часов. Жители обратились в АО «ОРЭС-Петрозаводск», которое оказало содействие, выполнив резервное подключение абонентских подстанций. В данном случае подстанции находятся на балансе кооператива «Кварц», представители которого до сих пор не сделали ничего, чтобы восстановить электроснабжение по своим сетям по основной схеме. Жилой комплекс находится на резервном питании, и в случае возникновения аварий люди снова на неопределенный срок останутся без электричества и без тепла.

Еще одно отключение на Древлянке произошло 7 декабря по вине рабочих, порвавших абонентский кабель, принадлежащий ТСЖ «Березовая роща». Первое аналогичное повреждение произошло еще в 2016 году, но с тех пор собственник сетей и подстанций ничего не сделал для повышения надежности электроснабжения своего микрорайона. В данном случае, в электросетевую компанию города хотя бы направили письмо с просьбой об оказании помощи, и спустя 9 часов, благодаря работе бригад ОРЭС, в ТСЖ, на чьем балансе находятся порванные сети, было восстановлено электроснабжение по одной ветке.

Надо отметить, что суммы, в которые обходятся собственникам сетей их же безалаберность и нежелание следить за своим хозяйством, немаленькие. Так, восстановительные работы (выезд электролаборатории, экскаваторов, аварийно-ремонтной и оперативно-выездной бригады, материалы) в районе Фонтанного проезда обойдутся в 200 тысяч рублей.

Вывод простой: владельцы электроустановок относятся к своему имуществу на редкость безалаберно. А жители, которые подключены к этим частным сетям, порой попросту не знают, кому они принадлежат. В итоге люди становятся заложниками ситуации.

- Мы не понимаем таких безответственных собственников и со своей стороны обратимся в прокуратуру с просьбой провести внеплановые проверки Ростехнадзора по качеству и наличию какого-либо обслуживания электросетевого хозяйства, принадлежащего абонентам - говорит Александр Болдырев. - Проблему необходимо решать кардинально, чтобы в городе не оставалось брошенных, бесхозяйных или полузабытых сетей. Совместно с администрацией города и Правительством Республики будем проводить работу с собственниками сетей по недопущению подобных ситуаций, влияющих на качество и надежность электроснабжения потребителей. Ведь бездействие приводит к тому, что люди, действительно, очень серьезно страдают.

В соответствии с имеющимися документами, у упомянутых участков сетей имеются собственники, которые должны нести определенные конкретные обязательства по содержанию этих сетей, регулируемые федеральным документом, а именно – Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей, которые распространяются на организации, индивидуальных предпринимателей и граждан. Однако, зачастую видно полное многолетнее бездействие, нежелание вкладывать деньги в содержание сетей и, как следствие, молчание во время аварийных ситуаций.

Пути решения вопроса – самые разные. Если собственники не хотят или не могут самостоятельно обслуживать сети – их можно передать тем, кто умеет этим заниматься, то есть сетевым компаниям или же передать на баланс городской администрации. При этом, их можно не только передать в безвозмездное пользование, но и продать, сдать в аренду, заключить договоры на обслуживание этих сетей. Если сети «ничьи», то есть бесхозные, их также можно поставить на баланс в администрацию города. Иными словами, существует масса вариантов, чтобы не доводить ситуацию до критической.

- У потребителей, в принципе, голова не должна болеть о том, почему погас свет, они должны быть уверены, что ситуация под контролем у профессионалов и что электроснабжение будет возобновлено при аварийных ситуациях в кратчайшие сроки, - резюмирует А.Болдырев. - Необходимо просто один раз разобраться, к чьим сетям вы подключены. Граждане, не владеющие информацией о том, кому принадлежат сети, к которым подключены их дома, могут обратиться в «ОРЭС-Петрозаводск» за информацией, получить соответствующие акты технологического присоединения, где отображается схема границ балансовой принадлежности.

…К счастью, многие жители Древлянки, пострадавшие в результате трехдневного отключения, разобрались «в чьи сети они попались», услышали и поблагодарили представителей сетевой компании за помощь и разъяснения, пообещали собрать актив, чтобы решить проблему, и гарантировать себе бесперебойное энергоснабжение.


Читайте также